Комментарий к законопроекту об изменениях в Закон Украины «О морских портах Украины»

В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закона — регистрационный номер 2454а — «О внесении изменений в Закон Украины «О морских портах Украины». Мы подготовили краткий обзор законопроекта. Законопроект предусматривает следующие новации:

  1. Включение к объектам портовой инфраструктуры объектов социального назначения (поликлиники, детские сады, детские оздоровительные лагеря, дома отдыха, клубы (интерклубы), гостиницы, общежития и т.д.).
  2. Предоставление права администрации морского порта выполнять функции портового оператора (стивидорной компании) в случае если стивидорные компании не осуществляют свою хозяйственную деятельность в морском порту.
  3. Закрепление положения согласно которому решение о реорганизации или приватизации морских портов принимается с участием трудовых коллективов (конференции трудового коллектива) или их выборных органов в лице профсоюзных комитетов морских портов.
  4. Закрепление положения согласно которому, отчуждение или приватизация объектов социального назначения, которые находятся на балансе морских портов, не может быть осуществлено без участия и согласия трудового коллектива (конференции трудового коллектива) или его выборного органа в лице профсоюзного комитета морского порта. Первоочередное право приватизации или передачи в аренду объектов социальной сферы принадлежит трудовому коллективу в лице выборного органа — профсоюзного комитета.

Законопроект противоречит основополагающим принципам, которые заложены в Законе Украины «О приватизации государственного имущества» в соответствии с которыми, решение о приватизации объектов группы Г, к которой относятся морские торговые порты, принимается КМУ без согласований с профсоюзами. Более того, права трудовых коллективов в процессе приватизации надлежащим образом защищены положениями Закона Украины «О приватизации государственного имущества», в соответствии с положениями которого, трудовые коллективы принимают активное участие в процессе приватизации (входят в комиссию по приватизации, участвуют в подготовке плана приватизации и т.д.).

Также стоит отметить, что в соответствии с положениями п.п. 2.31 и 2.33 Отраслевого соглашения между Министерством инфраструктуры Украины, Федерацией работодателей транспорта Украины и Общим представительским органом профсоюзов в сфере морского транспорта на 2013 — 2015 годы (далее — Отраслевое соглашение), Министерство инфраструктуры Украины обязано:

  • не допускать изменений форм собственности, отчуждение, перепрофилирование, ликвидацию и передачу объектов социально-культурного, медицинского и спортивного назначения, находящихся на балансе Предприятий, без согласования с трудовыми коллективами;
  • согласовывать путем переговоров с Профсоюзами передачу единых имущественных комплексов в аренду, передачу в коммунальную собственность объектов социальной сферы с целью недопущения ухудшения условий и оплаты труда Работников.

Таким образом, права трудовых коллективов относительно пользования объектами социальной инфраструктуры должным образом защищены положениями Отраслевого соглашения и действующего законодательства.

Относительно первоочередного права трудового коллектива на приватизацию или передачу в аренду объектов социальной сферы, то данный вопрос не является предметом регулирования Закона Украины «О морских портах Украины», поэтому предложенные изменения должны вноситься в законодательство Украины о приватизации и распространяться на все случаи приватизации объектов социальной сферы.

Правоотношения, которые предлагается урегулировать Законопроектом, являются предметом регулирования специальных законов (о приватизации, о профсоюзах, о концессиях и т.д.). Проектом предлагается распространить данные нормы исключительно для портовой отрасли, что будет свидетельствовать о несбалансированной политике государства по отношению к другим отраслям, в которых проводятся реформы.


5 июля 2013 года

Тарас Бойчук, юрист