Фискальные цели приватизации искажают заявленную политику государства в этой сфере: причины и последствия

Учитывая огромный вал резонансной информации, которая ежедневно сваливается на каждого из нас, такие важные составляющие как реформирование государственного сектора экономики уже не являются главными темами дня. Разве можно сравнить новости об уголовном деле против экс-президента Украины или об исчезновении гречки с полок магазинов, росте цен на бензин или основные продукты питания с такой, незаметно «проскочившей» в информационных лентах новостью, как «выполнение плана приватизации». Вряд ли кто-нибудь обратил внимание на это устоявшееся за последнее десятилетие словосочетание. Последняя из такого рода новостей появилась 1 апреля под заголовком «Приватизацию-2011 выполнено на 10%». Что же стоит за цифрами и процентами: выполнение планов по привлечению инвестиций или количество реализованных приватизационных проектов? Совсем нет, речь идёт о планах по «выторгу» за объекты приватизации.

«Основными приоритетами приватизации является повышение эффективности производства и мотивации к труду, ускорения структурной перестройки и развития экономики Украины». Эта декларативная норма появилась в Законе Украины «О приватизации государственного имущества» в 1997 году и действует до сегодняшнего дня. Цели и задачи, согласно закону, определяются Государственной программой приватизации. Все государственные программы приватизации, начиная с самой первой 1992 года и заканчивая программой 1997 года, содержали исключительно задачи по прогнозам поступлений средств от приватизации и направлений их использования. Также существовал специальный внебюджетный фонд приватизации, через который одно время  кредитовались предприятия.

К концу 90-х годов в Украине появились свои крупные отечественные инвесторы, всё чаще они становились более «конкурентными» чем иностранные компании в приватизационных конкурсах, открывались новые рынки, а страна богатеть не собиралась. Сокращение доходов государственного бюджета, начиная с 1997-1998 годов, привёл к ужесточению финансовой дисциплины. Под «каток» попали все внебюджетные фонды и именно в этот период, в Министерстве финансов придумали, что на приватизации государству можно зарабатывать. В принципе, проблемы не существует —  средства от продажи государственного имущества должны идти в государственный бюджет, но политика «зарабатывания», которая культивируется с конца 90-х всеми кабминами без исключения, стала, своего рода, виртуальной полочкой-выручалочкой. Представим, что в минфине пишется проект госбюджета и не получается свести концы с концами даже в прогнозах. Не беда, впишем задание Фонду госимущества обеспечить поступления на часть дефицита бюджета, и вопрос решён, но на бумаге: Фонду редко когда удавалось выполнять так называемые планы поступлений.

Поэтому, начиная с 1998 года, программы приватизации уже не содержат каких-либо прогнозов. В программе 1998 года одним из приоритетов является увеличение поступлений в Государственный бюджет Украины от приватизации. Программа 2000 года (действует до сегодняшнего дня) уже полностью расставила акценты: «основной задачей приватизации является создание условий для содействия повышению эффективности деятельности предприятий, учреждений, организаций и создания конкурентной среды, а также обеспечения поступления средств от приватизации в Государственный бюджет Украины». Разве можно поверить в то, что председателей Фонда госимущества вызывали и вызывают «на ковёр» за то, что они не создали условий для содействия повышению эффективности деятельности предприятий, учреждений, организаций и создания конкурентной среды? Чтобы председатели не расслаблялись, программа содержит ещё пункт 12, в котором очень лаконично, но внушительно написано, что Фонд обеспечивает выполнение Закона Украины «О Государственном бюджете» и Государственной программы приватизации в части поступления средств от приватизации. Есть ли у работающих в Фонде людей стимулы для достижения всем очевидных целей и задач приватизации, как глобального социально-экономического проекта трансформации государственной собственности? — вопрос риторический, эти цели и задачи затерялись на бумаге и на сегодняшний день, увы, не актуальны.

Мы снова мыслим уже не категориями стратегий и перспектив, а решаем сиюминутные проблемы – «заткнуть дыру» в бюджете, найти срочно деньги на выплату зарплат государственных чиновников, «закрыть» выплаты по пенсиям. Огромный дефицит государственного бюджета и пенсионного фонда, отсутствие денежных ресурсов в банковском секторе, да и в стране в целом, порождают некую специфическую ментальность, которая свойственна бедному государству и обществу. Вот поэтому проблемы главного бюджета страны и решаются через продажи «укртелекомов» и «одесских НПЗ».

О выполнении плана приватизации в этом году уже можно не беспокоиться. План будет перевыполнен в ближайшие месяцы за счет продажи только одного объекта. Ни государство, ни общество уже не будут интересовать проблемы приватизации сотен других предприятий, которые «зависли» в приватизационных перечнях на этот год и, самое главное, за которыми так много судеб украинцев.


партнёр AGRECA Андрей Подгайный

блог на business.ua, апрель 2011 год