Приватизация портов: реально ли это?

Приватизация портов? Не совсем верное высказывание — приватизировать порт невозможно. Морской порт, а именно о морских портах идёт речь, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, является государственным транспортным предприятием. Анализ законодательства, регламентирующего статус имущества и деятельность морских портов, исключает возможность существования частных морских портов. Скорее всего, речь идёт о подготовке благоприятной почвы для привлечения на рынок «перевалки» профессиональных портовых операторов – стивидоров. Последние, в свою очередь, хотят видеть гарантии своей долгосрочной деятельности в портах, а что может быть гарантированней, чем право собственности на объекты недвижимости, находящихся на территории порта. Вот Министерство транспорта и предлагает механизмы, реализация которых позволит «закрепиться» инвесторам в портах и в дальнейшем гарантировать их бизнес. Что же предлагает Министерство транспорта?

Предполагаемые изменения в законодательные акты подготовлены по двум направлениям: исключение из перечня объектов, неподлежащих приватизации Ренийского, Ялтинского, Скадовского и Усть-дунайского морских торговых портов, а также уменьшение количества объектов инфраструктуры портов, которые в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного имущества» обеспечивают жизнедеятельность государства, и поэтому, не подлежат приватизации. Решать, какие категории имущества останутся обеспечивать жизнедеятельность государства, будет правительство и, затем, Верховная Рада. Беглый анализ предложенных изменений показывает, что на приватизацию могут быть «отпущены» портовые системы инженерной инфраструктуры, сооружения связи, энерговодоснабжения, дороги и железнодорожные пути. Хотя, на первый взгляд, такие объекты продавать не обязательно, их можно совместно использовать с портом на основе долгосрочных или бессрочных договоров. За морскими портами, остаётся самое главное – то, что по определению должно находиться в государственной собственности – акватории, причалы, причальные сооружения.

С другой стороны, если теоретически морской торговый порт будет исключён из перечня объектов, неподлежащих приватизации, то согласно приватизационному законодательству всё неподлежащее приватизации имущество, находящееся на его балансе должно быть передано другому государственному предприятию, которое по сути должно иметь статус морского торгового порта. В чём тогда смысл приватизации портов, как имущественных комплексов?

Самый главный вопрос это вопрос юридических гарантий присутствия стивидоров на территории порта. Копья будут ломаться в процессе определения условий покупки и/или строительства новых терминалов, а также условий использования земли под объектами недвижимости, принадлежащими инвесторам.


Андрей Подгайный, партнёр
комментарий для газеты «Юридическая практика», сентябрь 2010 год