Железнодорожная инфраструктура

Сложно переоценить значение железнодорожной отрасли в экономике Украины. Ни один другой транспорт в Украине не способен формировать такие объёмы грузопотоков потребляемой и производящейся в Украине продукции. В этой связи следует отметить наличие существенной зависимости предприятий базовых отраслей экономики Украины от основного железнодорожного предприятия страны –Укрзализныци. Компании агропромышленного сектора, горнорудного и металлургического комплексов, машиностроения и энергетики планируют своё развитие с учётом оценки состояния железнодорожной инфраструктуры общего пользования, инвестиционной и тарифной политики государства в этой сфере.

Вот почему начатая в 2012 году реформа железнодорожной отрасли вызвала такое пристальное внимание не только экспертов, политиков, но и крупных компаний реального сектора экономики.

За последние десятилетия отрасль накопила огромное количество проблем. Высокий уровень износа основных фондов, отсутствие конкуренции в сфере перевозки грузов, наличие факторов природного монополизма в доступе к инфраструктуре общего пользования, жёсткое государственное тарифное регулирование, тяжёлая социальная нагрузка, отсутствие государственной инвестиционной политики, в том числе за счёт частных источников. Эти и другие проблемы должны быть разрешены посредством внедрения реформы, основа которой закладывается в проекте Закона Украины «О железнодорожном транспорте».

Юристы AGRECA принимали активное участие в подготовке сбалансированной версии проекта закона, учитывающей как публичные интересы, так и интересы частного капитала. В рамках деятельности Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты в Украине, рабочих групп при Министерстве инфраструктуры, Транспортном комитете Верховной Рады Украины, мы представляем интересы бизнеса – промышленных предприятий, стивидорных и транспортных компаний.

Предложения, которые нами формируются для профессиональной дискуссии всегда основываются на реальной картине. В процессе своей работы мы постоянно мониторим действующее государственное регулирование, в том числе правил тарифообразования (обоснованности установленных тарифов, условий применения и отмены скидок), проблемные вопросы функционирования железнодорожной инфраструктуры (например, процедур взаимодействия подъездных путей промышленных, транспортных предприятий и общей инфраструктурой Укрзализныци, условия и правила реализации строительных проектов (механизмы частного инвестирования в общую инфраструктуру).

Мы анализируем технические, финансово-экономические, юридические и другие проблемы взаимоотношений Укрзализныци с частными предприятиями для того, чтобы выработать взаимоприемлемые варианты правил поведения в отрасли. Мы также отслеживаем соответствие всех новаций законопроекта соответствующим Директивам ЕС.

Юристы AGRECA имеют опыт сопровождения инвестиционных проектов, предусматривающих масштабное строительство объектов припортовой железнодорожной инфраструктуры. Мы занимались проектным бизнес-моделированием в нескольких крупных морских портах, где плановый рост пропускной способности морских терминалов требовал инвестиций, как в акваторию, так и в припортовую железную дорогу. На основе результатов переговоров с Укрзализныцей и анализа действующего законодательства, нами было подготовлено ряд инициатив и предложений в проект Закона Украины «О железнодорожном транспорте», в котором мы предложили реализовать компенсационный механизм частных инвестиций в общую железнодорожную инфраструктуру, аналогичный механизму, уже предусмотренному действующим Законом Украины «О морских портах Украины».

В рамках предоставления юридических услуг в сфере железнодорожной инфраструктуры мы готовы сопровождать частные проекты, а также проекты, основанные на процедурах государственно-частного партнёрства, которые предусматривают инвестиции, в том числе и в общую железнодорожную инфраструктуру.

Мы также готовы на профессиональном уровне предоставлять юридические услуги по сопровождению текущей хозяйственной деятельности транспортных и экспедиторских компаний. Помимо общего консультирования в сфере применения транспортного законодательства, мы разрабатываем сложные хозяйственные договора, представляем интересы в судах в рамках разбирательств с контрагентами или государственными органами исполнительной власти. У нас есть богатый опыт публичной защиты интересов транспортных компаний в рамках разработки отраслевого законодательства.

* * * * *

Ссылки по теме