Возврат к Конституции Украины в редакции 1996 года не повлияет на приватизационные процессы

«Сюрприз» преподнесённый Конституционным судом Украины 30 сентября 2010 года заставил многих задуматься над последствиями возврата к редакции Конституции образца 1996 года. Совсем недавно в СМИ появились мнения экспертов и аналитиков относительно еще одного направления, которое переходит «под контроль» Президента Украины — приватизации. Поверхностный же анализ общедоступной информации формирует совсем другой вывод: Президент Украины и ранее, на протяжении 7 месяцев, определял приоритеты всей экономической политики государства, включая приватизацию, независимо от его компетенции, определённой Конституцией Украины.

Что же на самом деле может измениться в сфере приватизации, после решения Конституционного суда от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010, назовём это условно — «конституционной реформы 2010»? Изменения коснулись только норм регламентирующих назначение Председателя Фонда государственного имущества, а именно статьи 85 (полномочия Верховной Рады Украины) и статьи 106 (полномочия Президента Украины). Если ранее Председатель Фонда назначался Верховной Радой по представлению Премьер-министра Украины, то теперь право назначения Председателя Фонда вновь закреплено за Президентом Украины и обременено исключительно формальным, в данной политической конструкции, согласованием Верховной Радой.

Таким образом в условиях сегодняшних политических реалий изменилась лишь процедура реализации кадровых назначений, поскольку реальным центром принятия всех судьбоносных решений, в том числе экономических и приватизационных была и остаётся Банковая.

Подтверждением тому является создание в марте с.г. уникального по своему составу и полномочиям «консультационно-совещательного органа при Президенте Украины» — Комитета по экономическим реформам. Комитет возглавляет Президент Украины, решения комитета реализуются путем издания соответствующих актов Президента Украины или внесением Президентом Украины соответствующих законопроектов на рассмотрение в Верховную Раду. Комитетом подготовлена хорошо известная программа экономических реформ на 2010-2014 годы, которая реализуется созданными им же рабочими группами. Группы возглавляют высшие должностные лица правительства — вице-премьеры или министры. Программа экономических реформ реализуется по восемнадцати направлениям, которые оформлены соответствующими планами-графиками, с мероприятиями, сроками и исполнителями (чиновники органов исполнительной власти). Одним из таких направлений является «Приватизация и управление государственной собственностью».

Наблюдается своего рода управленческий парадокс — с самого начала прихода новой власти, реальные экономические решения, принимались членами правительства не на заседаниях самого Кабинета Министров, а в составе рабочих групп Комитета по экономичным реформам при Президенте Украины. Например, вышеупомянутое направление реформ «Приватизация и управление государственной» содержит ключевые позиции по срокам разработки новых законодательных актов по приватизации, важные технические мероприятия. Конкретные шаги по приватизации объектов теплогенерации и распределительных компаний расписаны в другом направлении реформы «Электроэнергетика».

Таким образом, маловероятно, что конституционная реформа 2010 изменит в ближайшее время приоритеты государственной политики в сфере приватизации. Все мероприятия расписаны до 2014 года и на сегодняшний день требуется только их исполнение.


партнёр AGRECA Андрей Подгайный

октябрь, 2010 год